«Дорога смерти» и другие опаснейшие трассы мира: из такой поездки можно не вернуться
Современные дороги и автомобили сделали наши путешествия комфортными, но трасс из списка ниже это не касается. В мире до сих пор существуют опаснейшие и притягивающие экстремалов дороги. Езда по ним в самом деле может закончиться плохо, в некоторых случаях число погибших превышает тысячу человек. Расположенные в труднодоступных регионах, эти дороги – единственный способ транспортного сообщения, и у местных жителей зачастую просто нет выбора, кроме как отправляться в опаснейшую поездку.
Камино – Лос-Юнгас (Боливия)
Эта дорога наверняка самая известная, и именно ее прозвали «Дорогой смерти». Она растянулась через горную местность Боливии и соединяет провинцию Северный Юнгас со столицей Ла-Пас. Перепад высот составляет более трех тысяч метров – 4650 над уровнем моря в высшей точке и до 1200 метров в низине. Здесь часто бывает туман и идут дожди, а под колесами будет размытая грунтовка с булыжниками. С одной стороны дороги почти отвесная скала, с другой – пропасть на сотни метров вниз. Никаких ограждений, конечно же, нет. Сама по себе дорога узкая, даже легковым авто тяжело разъехаться. А уж когда там встречаются грузовики или автобусы, ситуация становится по-настоящему опасной.
В большинстве регионов Боливии используется правостороннее движение (когда руль находится слева), однако на Камино – Лос-Юнгас для помощи водителям действует левостороннее движение. Таким образом, едущие по стороне обрыва водители могут выглядывать в окно и лучше понимать расстояние от левых колес до пропасти. Помогает это не всегда:
Напоминанием о суровости дороги служит множество крестов вдоль нее. Счет погибших идет на тысячи. В девяностые годы поездка через Камино – Лос-Юнгас становилась последней для примерно трехсот человек каждый год, а в 1983 году в пропасть рухнул автобус с примерно ста пассажирами. Езда здесь опасна даже на легком транспорте: по некоторым данным, с конца девяностых погибло 18 велосипедистов. В 2006 году власти открыли новую дорогу, более безопасную. Трафик на Камино – Лос-Юнгас уменьшился, и теперь трагичных происшествий там случается меньше. Но дорога по-прежнему притягивает туристов-экстремалов.
Шоссе Далтон (США)
Трассу в Аляске прокладывали в семидесятые годы для строительных нужд – по ней грузовики везли оборудование для Трансаляскинского нефтепровода. Сперва шоссе Далтон было даже закрыто для обычного транспорта, но в 1994 году все ограничения сняли.
На первый взгляд, дорога не особо опасна – она преимущественно прямая, есть заасфальтированные участки, никаких резких поворотов и обрывов. Трасса проходит через национальные парки и заповедники. Но коварность шоссе кроется в его удаленности от цивилизации. На все 666 километров дороги (цифра, конечно, только подкрепляет суеверия по поводу шоссе Далтона) приходится только три деревушки, в которых живет по паре десятков человек. Никакой инфраструктуры, отелей, сервисных центров, больниц – только дорога через красивейшие места прямиком до Северного Ледовитого океана.
В основном дорогой пользуются дальнобойщики: в среднем, за день по ней проезжают около двухсот грузовиков. Опытные водители серьезно готовятся к такой дороге и берут вещи на все случаи жизни – в случае поломки или аварии помощь придет нескоро.
Шоссе Коммонвелс (Филиппины)
Другие опасные дороги из нашей подборки находятся вдали от цивилизации, под колесами машин обычно грунтовка, а по бокам – овраги и скалы. Коммонвелф – совсем другой случай. Асфальтированное шоссе длиной всего 12,5 километра находится в Кесон-Сити, крупном филиппинском городе. Опасной эту дорогу делает не окружение, а сами водители.
Шоссе огромное – 6-8 полос в каждом направлении, выделенные полосы под велосипеды. Местные водители весьма вольно трактуют правила дорожного движения, равно как и пешеходы могут спокойно переходить шоссе со столь интенсивным трафиком. Результат – множество аварий, в том числе и с тяжелыми последствиями. Справедливости ради, местные власти пытаются улучшить ситуацию: они ввели скоростной лимит в 60 км/ч.
Туннель Голян (Китай)
Дорога проходит прямо через скалы горного хребта Тайханшань на востоке Китая. Тоннели и сам путь прокладывали местные жители деревни Голян, которая практически отрезана от цивилизации.
Строительство началось в первой половине семидесятых годов, причем у местных жителей даже не было подходящих для горных работ инструментов – в основном они использовали зубила и молотки. В 1977 году дорогу протяженностью 1,2 километра открыли, и это существенно улучшило транспортное сообщение между деревушкой и ближайшими провинциями.
Сложность и опасность дороги заключается в ее ширине – разъехаться там едва ли возможно, помещается лишь автобус среднего размера.
Зоджи-Ла (Индия)
Этот перевал по опасности и высотности похож на боливийскую «Дорогу смерти». Расположенная на высоте более 3500 метров, Зоджи-Ла связывает Кашмирскую долину с индийским округом Лех. Зимой покрытие заносит снегом, и тогда дорога становится вовсе непроходимой, пока ее не расчистят.
Движение по Зоджи-Ла одностороннее: несколько часов транспорт пропускают в одном направлении, а затем – в другом. Причем проезд разрешен только в светлое время суток. Состояние дороги далеко от идеального, к тому же предстоит проезжать через ручьи, а порой могут случаться и обвалы камней.
В 2026 году власти планируют закончить строительство 14-километрового тоннеля на перевале, что защитить дорогу от снегопадов и сделает ее доступной в любую пору года.