Илон Маск: гений, везунчик, шарлатан? История успеха самого хайпового бизнесмена
Илон Маск – один из самых известных и обсуждаемых людей мира. В последние годы, правда, он оказывается в центре внимания не столько благодаря новым проектам и презентациям, сколько из-за неоднозначных заявлений. Вероятно, отсюда злые языки все чаще и задаются вопросом, такой ли уж Маск великий бизнесмен на самом деле. Однако если посмотреть на карьерный путь, в том числе и на юность Илона, сомнения в предпринимательской жилке Маска едва ли у кого-то возникнут.
Ранние годы и первый заработок
Будущий бизнесмен родился в 1971 году в Претории – административной столице Южно-Африканской Республики. Отец Илона из этой страны, а мать – модель из Канады. Детей в семье трое: у Илона есть младшая сестра Тоска и брат Кимбел. По воспоминаниям родителей, мальчик с детства интересовался учебой куда больше, чем развлечениями. Вероятно, поэтому есть намеки, что в школьные годы у подростка особо не было друзей – его намного больше увлекали книги. Отличником он не был: просто интересовался всем вокруг и учился хорошо, но не идеально.
Уже в 12 лет Илон разработал простенькую видеоигру Blastar на подаренном родителями компьютере. Он даже смог продать эту игру компьютерному журналу за тогдашние 500 долларов. Также Илон довольно рано заинтересовался акциями: на деньги, которые давали ему мать с отцом, подросток покупал ценные бумаги. Сколько же Илону перепадало на карманные расходы? Точно неизвестно, но отец Эррол Маск был весьма успешным бизнесменом – так что здесь вряд ли история про экономию на школьных обедах ради покупки акций.
Эмиграция
В 17 лет Маск решил уехать в Канаду, на родину своей матери. Причин было несколько. Во-первых, с канадским гражданством (которое он мог получить благодаря корням) было проще обосноваться в США. Во-вторых, он собирался поступить в канадский Университет Куинс. В-третьих, Илону предстояла обязательная служба в армии ЮАР, и он хотел этого избежать.
Так предприниматель попал в Канаду, а через несколько лет перебрался в США, где в 1992 году поступил в Пенсильванский университет по направлению бизнеса и физики. Затем он перешел в Стэнфордский университет, но с учебой не сложилось: Маск забрал документы всего через два дня после начала учебы. По словам бизнесмена, к тому времени он решил, что изучение прикладной физики не даст ему желаемого результата в плане карьеры.
Первые миллионы
Закончив учебу, Илон с братом Кимбалом открывают маленький стартап Zip2. Деньги на проект выделил Маск-старший, дав детям 28 тысяч долларов. На дворе был 1995 год, и компьютерные сервисы только-только начинали появляться. Zip2 представлял собой онлайн-гид по городам. Идея заинтересовала газетные издания, которые стали покупать этот каталог по подписке. Как и другие успешные предприниматели, Маск поначалу буквально жил в маленьком офисе. По его словам, на разработку сайта уходило все доступное время, а денег было так мало, что снимать квартиру Илон не мог.
Всего за четыре года Zip2 вырос до сумасшедших цифр. Компанию, начинавшуюся как стартап с бюджетом $28 тысяч, в 1999 году приобретет корпорация Compaq за $307 миллионов. С этой суммы Илон получил $22 миллиона. При таких деньгах он мог замахнуться на создание новой, уже более крупной компании. Ею стал сервис PayPal.
Маск запускает компанию с доменом «x.com». Похоже, именно отсюда тянутся корни переименования Twitter в X. Компания работала в финансовой онлайн-сфере: создав аккаунт и привязав его к данным своего счета и платежных карт, пользователь мог быстро и удобно переводить средства. В какой-то момент на проект обращает внимание крупный инвестор Кремниевой долины Питер Тиль. Тиль руководил Confinity – сервисом денежных переводов между пользователями планшетов Palm Pilot.
Тиль и Маск объединяют усилия, и обе компании срастаются в одну – PayPal. Быстрый рост компании и развитие онлайн-платежей приводят к внушительному результату. В октябре 2002 года главный онлайн-аукцион мира, eBay, покупает PayPal за $1,5 миллиарда. Маск уже зарекомендовал себя в бизнес-среде как талантливый предприниматель: две компании – две огромные сделки. После продажи PayPal у Илона появляются ресурсы на по-настоящему амбициозные и дорогие проекты. Так он вспоминает о своем давнем увлечении – космосе.
Маск реализовал мечту о космосе
На тот момент космические программы были прерогативой правительств. Во-первых, это безумно дорогая индустрия, во-вторых, разработка ракет и кораблей займет годы (и нужны лучшие инженеры и ученые мира), в-третьих, не особо понятно, как на этом можно стабильно зарабатывать. Тем не менее, Илон основывает SpaceX – частную космическую компанию.
В планах Илона было снизить стоимость полета в космос. Это отразилось на операционной модели SpaceX. Компания максимально отказалась от сотрудничества со сторонними поставщиками: разработка, исследования и производство ракет выполняются на собственных мощностях. Безусловно, какие-то подрядчики у SpaceX есть, но все самое затратное компания делает сама.
Всего у SpaceX на данный момент более 370 успешных миссий. Сейчас компания работает над Starship – сверхтяжелой многоразовой ракетой-носителем. Предполагается, что она сможет доставлять корабли на Луну и Марс, и в дальнейшем заменит Falcon 9, которая используется сейчас для доставки астронавтов и грузов на Международную космическую станцию. Силами SpaceX реализуется и система спутникового Starlink.
Переворот еще в одной индустрии
Параллельно со SpaceX Маск запускает другой амбициозный бизнес – автомобильный. Речь о Tesla Motors. Впрочем, здесь он выступает как инвестор и сооснователь, а не единоличный собственник. В 2006 году компания представляет первый продукт – Tesla Roadster, двухместный спорткар с откидным верхом, запасом хода на электричестве почти в 400 км и динамикой 0-100 км/ч на уровне 4 секунд. Несмотря на стоимость примерно в $110 тысяч, энтузиасты проявляют интерес к машине, и за два года производства с конвейера сходит тысячный экземпляр. Результат для очень нишевого и весьма дорогого автомобиля вполне достойный.
В то время как электрокары и гибриды в основном ассоциировались с бюджетным сегментом, где покупатели видят ценность в экономии, Tesla зашла с другой стороны. Компания показала, что электрокар может дарить владельцам те же эмоции, что и бензиновые спортивные машины. Это изменило само восприятие машин с электрическими двигателями.
Tesla становится интересна инвесторам, которые увидели потенциал в электрических автомобилях. Вливание денег позволяет запустить в разработку более массовые и повседневные машины, и все начинается с седана Model S. Автомобиль вышел в серию в 2012 году и до сих пор производится то же поколение – невероятная живучесть модели по нынешним меркам. Хотя, конечно, машина регулярно обновляется как внешне, так и по интерьеру, но это по-прежнему тот же кузов.
Затем в линейке появились кроссоверы Model X и Model Y, а также более компактный седан Model 3. Помимо этого, у компании есть тягач Tesla Semi и нашумевший пикап Cybertruck.
Вряд ли будет преувеличением сказать, что именно Tesla развернула всю автомобильную индустрию в сторону электрических моделей. Хорошо это или плохо – тема отдельная, но вряд ли гиганты вроде Ford, BMW, Audi, Mercedes стали бы спешно запускать в производство собственные «электрички», не пойми они всю важность этого сегмента для покупателей.
Революционный нейроинтерфейс
В 2016 году Маск запускает очередной проект – Neuralink. Долгое время деятельность компании описывалась туманно: мол, она работает над неким приспособлением для помощи людям с поражениями головного мозга. Лишь со временем появляются подробности: Neuralink представляет собой микрочип, который планируется вживлять в человека.
Несмотря на скептицизм и большое количество проблем (как в плане здоровья людей, так и этичности подобных разработок), компания довела разработку до функционирующего прототипа. Первым человеком, которому вживили чип, стал 30-летний Нолан Арбо. У мужчины парализованы конечности, и Neuralink позволил ему при помощи мозговой активности управлять компьютерными интерфейсами – например, играть в шахматы и стратегию Civilization.
Правда, затем возникли проблемы в работе чипа, но в целом эксперимент признали удачным. В начале августа стало известно, что устройство вживили еще одному пациенту. Пока что непонятно, насколько это безопасно в долгосрочной перспективе и какие риски может принести.
Покупка Twitter
Наконец, последний громкий бизнес Маска – социальная платформа Twitter. Сервис появился в 2006 году и постепенно набрал аудиторию в сотни миллионов пользователей. Илон официально заявил о желании купить Twitter весной 2022 года, до этого приобретя акции компании на сумму $2,8 миллиарда. Совет директоров одобрил продажу компании за $44 миллиарда, но вдруг Маск делает несколько неоднозначных заявлений и даже порывается отменить сделку. По его словам, Twitter нарушил первоначальное соглашение по борьбе с ботами. Дело идет к суду, однако Илон заявляет, что продолжит работу по покупке компании и будет придерживаться изначальных договоренностей.
Маск взялся обновлять компанию, и некоторые изменения аудитория восприняла неоднозначно. Например, плата за галочку верификации – подтверждение, что аккаунт действительно принадлежит конкретной компании или человеку – привело к появлению фейков. Затем эту политику пересмотрели. Также по компании прошла волна сокращений сотрудников. Наконец, Маск переименовал сервис в X – хотя название Twitter вполне закрепилось среди людей, и наверняка многие по старой памяти до сих пор называют социальную сеть «твиттером».
***
Были у Илона и просчеты. Например, проект высокоскоростных поездов Hyperloop пришлось свернуть. Но это едва ли не единственный известный провал Маска. Сейчас у предпринимателя четыре основных бизнеса: SpaceX, Tesla, Neuralink и X (Twitter). О следующих больших проектах бизнесмена пока что информации нет.