Будь в курсе

Каким будет Узбекистан к 2030 году: новые города, автобаны, IT-проекты и климат будущего

Каким будет Узбекистан к 2030 году: новые города, автобаны, IT-проекты и климат будущего

Что за 7 лет успеют сделать в Узбекистане? Какие города вырастут с нуля? Как будут выглядеть дороги, транспорт, технологии, и что будет с климатом? Мы собрали проверенные данные и планы правительства — выглядит как захватывающий сценарий будущего.

Представьте себе: утро 2030 года. Вы садитесь в электробус, который едет по зелёным улицам «Нового Ташкента», на экране — прогноз погоды, рассчитанный узбекским спутником, запущенным несколько лет назад. Ваш ребёнок идёт в школу в кампусе международного IT-парка, а вы — работать в небоскрёб Regnum Plaza. Это не фантастика — это Узбекистан будущего, который уже начал строиться сегодня.

Новые города и мегапроекты

«Новый Ташкент»

  • В 2023‑м начато строительство масштабного жилого и делового микрорайона New Tashkent на 20 000 га. Планируется разместить до миллиона жителей, 60 000 жилых единиц, а также школы, больницы, университет, технопарки и т. д. 
  • Особый акцент на «зеленый и безопасный» формат: электротранспорт, тригенерационные станции, системы экономии воды, мосты и туннели для снижения трафика и заторов. 

МДЦ Tashkent City и Regnum Plaza

  • В столице активно строится Международный деловой центр Tashkent City (80 га), зона бизнес‑, жилой и развлекательной активности.
  • Завершилось строительство Regnum Plaza — масштабного комплекса (квартиры, бизнес‑апартаменты, отель, галерея). Его уже называют крупнейшим в Центральной Азии! 

Самарканд миллионник

  • «Узбекский Питер» или культурный центр Узбекистана расширяется за счёт прилегающих районов. По прогнозам экспертов, площадь города возрастет с 124 до 305 км², а население превысит 1 миллион человек.
  • Разрабатываются подземные переходы, IT‑парки и «умная инфраструктура» все для того, чтобы дотянуть до уровня мегаполиса.

Автобаны и транспорт

Новое автобусное движение и метро 

  • К 2030‑му планируется увеличить долю общественного транспорта до 40–60 %. 
  • Внедряется парк из 5000 автобусов и 2000 электробусов, закупаются электротранспорты BYD для Ташкента (первые 200 уже появились).
  • В Ташкенте строятся 186 км автобусных линий, а также расширяется метрополитен. С июня 2025 года началось строительство новой линии от станции «Салар» возле метро «Пушкина». Ветку протянут до Ташкентского ТТЗ, проект будет двухэтапным и завершится в 2026 году.

Высокоскоростные и региональные пути

  • Запланирована трасса Китай–Кыргызстан–Узбекистан: строительные работы мостов и тоннелей начались весной 2025, три длинных тоннеля уже строятся. 
  • Железнодорожная линия Бухара–Ургенч–Хива электрифицирована, запуск скоростных поездов Hyundai Rotem — ожидается в 2026 году.
  • Строится новый аэропорт Ташкента с мощностью до 40 млн пассажиров,  аэропорты регионов передаются в управление через ГЧП .
  • К 2030 году хотят построить или перестроить 56 000 км дорог, включая платные трассы Ташкент–Самарканд и Андижан.

IT‑проекты и цифровизация

IT Park и «Digital Uzbekistan‑2030»

  • IT Park достиг $1 млрд выручки в 2023, увеличил число резидентов до 1 652, создав 26 000 рабочих мест. Цель — $5 млрд IT‑экспорта к 2030 и 10 000 резидентов.
  • Запуск Международного цифрового технопарка в 2025 году: с льготами, правовой защитой и спецрежимом для IT‑фирм.
  • Развивается цифровая инфраструктура: 118 000 км оптики, ускорение интернет‑каналов, более 300 e‑услуг для государственных услуг. 

Космос и инновации

  • Планируется запуск «Узбеккосмоса» — дистанционно‑съёмочных спутников в 2025 году совместно с КНР и РФ для мониторинга, метео‑служб и стратегического контроля.

Климат и погода

  • В климатическом аспекте к 2030 году ожидается усиление цифровизации сельского хозяйства: капельное орошение, агромониторинг — позволит экономить до 20 % воды и корректировать агротехнику в условиях изменяющейся погоды.
  • Экопроекты — тригенерация, электробусы, зелёные пояса — направлены на снижение выбросов CO₂ на десятки млн тонн к 2030 г. и максимальную адаптацию к климатическим вызовам.
  • По официальным данным синоптиков, конкретных прогнозов о температуре/осадках нет, но перемены в инфраструктуре наводят на предположения об усилении засухи, жары и рисков наводнений.

Экономика, энергетика, социальное развитие

  • ВВП нацплан — до $160–200 млрд, доход на душу населения — до $4–5 тыс.
  • Энергетика: рост возобновляемых источников до 40–60 % и мощность 25 000 MW, плюс строительство SMR‑атомных станций Rosatom (330 MW) в Джизаке.
  • Горнодобыча: медь x 3.5, золото x 1.5, серебро и уран x 3 к 2030 г. .
  • Автоиндустрия: до 1 млн машин в год, развитие UzAuto, Kia, BYD, Chery. 
  • Туризм: до 15 млн иностранцев, 25 млн — внутренних туристов, экспорт — $45 млрд.
  • Программы ГЧП: 30 млрд $ инвестиций, десятки аэропортов, больниц, школ, сетей воды и дорог — всё до 2030 г.

Итоги и прогнозы

К 2030 году Узбекистан будет не узнать: появятся новые мегаполисы, авто- и железнодорожные магистрали, современный транспорт, цифровые и космические технологии, масштабная электрификация и устойчивые «зеленые» проекты. Это создаст баланс между комфортом, экологией и экономическим ростом.

Страна станет более урбанизированной, технологичной и климатически адаптированной. Это амбициозный, многопрофильный путь — от «нового Ташкента» и IT‑революции до электробусов и атомной энергетики. И, судя по темпам строек и инициативам открытых СМИ, план выполняется последовательно и динамично. А что жители получат в итоге, узнаем через 7 лет!