Посмотрели второй сезон «Игры в кальмара»: увлекательно, но уже без восторгов
Вышедшая в 2021 году «Игра в кальмара» мгновенно стала хитом: южнокорейский сериал оказался самым популярным шоу на Netflix, породил немало мемов и надолго запомнился зрителям. При столь громком старте вопрос о продолжении не стоял – проект почти сразу продлили на второй, а затем и на третий сезон. На создателей сериала легла большая ответственность: нужно было сделать как минимум не хуже дебютного сезона, а заданная планка все же высокая. У шоураннеров получилось, пусть и с оговорками.
О чем этот сериал?
Если вдруг не знакомы с «Игрой в кальмара», то пару слов о сюжете. Таинственные организаторы собирают в гигантском бункере 456 участников – как правило, это отчаявшиеся люди, которые оказались в огромным долгах либо которым срочно нужны большие деньги. Им предлагают пройти ряд испытаний ради очень крупного выигрыша.
Задания на первый взгляд простейшие – это интерпретации популярных детских игр: перетягивание каната, «иди-замри» и так далее. Нюанс в том, что проигравших тут же расстреливают. К тому же участники постоянно сталкиваются с моральными дилеммами.
По новому кругу
Главный герой второго сезона – уже знакомый по предыдущим событиям Сон Ки Хун, игрок под номером 456. Он вновь оказывается участником игры, но уже с новым набором заданий. К тому же организаторы вводят важное правило – теперь после каждого испытания выжившие участники голосуют за продолжение либо остановку всей игры. Это приведет к дополнительным конфликтам, которые шевелят сюжетные ветки второстепенных персонажей. Заодно сценаристы еще более явно подчеркивают мораль сериала – жадность затмевает буквально все. Социальные нормы, уважение друг к другу, и даже инстинкт самосохранения оказываются задвинуты куда-то на задворки разума, когда люди видят килограммы денежных пачек. И не важно, что пару часов назад игроки сами чудом выжили, а на их глазах погибли десятки человек.
Некоторые сценарные ходы буквально копируют прошлые события: вновь появляется группа «плохишей», которая задирает других игроков и избавляется от слабых, опять идут разговоры в духе «чем меньше участников, тем больше куш на каждого». С другой стороны, шоураннеров сложно здесь упрекнуть: люди, оказавшиеся в подобных условиях, наверняка будут мыслить плюс-минус одинаково.
Все стало чуточку проще
Первый сезон «Игры в кальмара» был сложной смесью из абсурда, кровавого насилия, детектива и психологического триллера. Продолжение вроде как содержит все то же самое, но почему-то оно перестало захватывать должным образом. Серьезная проблема состоит в том, что сериал будто потерял глубину и сосредоточился на показушной жестокости. Раньше герои выживали в безвыходных ситуациях благодаря смекалке и своему опыту: кто-то работал стекольщиком и мог визуально отличить прочное стекло от обычного, кто-то проводил детство за перетягиванием каната и знает хитрости для победы.
Во втором сезоне это все тоже есть, но показано куда более топорно, даже комично: «Представь, что хватаешь за волосы любовницу папы», подбадривает взрослый сын свою мать, когда та должна поймать одной рукой пять игральных костей. Сами игры стали проще – раньше для победы во многих состязаниях нужна была не физическая сила, а тонкая психология и нестандартное мышление. Сейчас же все не столь глубоко.
И даже важный сюжетный трюк нам показывают сразу: «режиссер» игры снимает маску и тайно вступает в ряды участников, чтобы лучше познакомиться с главным героем и понять его мотивы. Мировоззрение антагониста проверяется на прочность, он пытается проникнуть в разум игрока 456 и понять, что заставило того вернуться к жутким состязаниям. Но подходящих ситуаций почти не возникает: персонажи сближаются, выручают друг друга, однако философских разговоров по душам у них не происходит. Возможно, такова задумка. Ведь архитектору игры хоть и любопытен игрок 456, но эмоциям нет места – для него это такая же лабораторная мышь, как и тысячи погибших ранее.
Второстепенные сюжетные ветки пока что выглядят как ружье на стенке – они точно выстрелят, но лишь в третьем сезоне. Наибольший интерес вызывает линия солдата под номером 011. За маской с треугольником скрывается девушка-перебежчик из Северной Кореи, хладнокровно добивающая контрольными выстрелами проигравших участников. Она руководствуется собственными принципами и идет на конфликт с вышестоящими организаторами, но к чему это приведет – пока непонятно. Никуда не делся и следователь Хван Чун Хо, который после событий первого сезона перешел на службу в дорожную полицию, а все свободное время ищет остров, где и проводится игра.
Последняя седьмая серия обрывается буквально на середине истории. Второй сезон тяжело назвать самостоятельным. Он слишком долго раскачивается (первые две серии, по сути, вводные) и резко заканчивается на кульминационном моменте. После трех лет ожидания этого откровенно мало. Финальный третий набор серий выйдет в течение 2025 года – точной даты нет, но разрыв хотя бы не столь большой, как между первым и вторым сезоном. Тогда и можно будет сделать окончательные выводы о том, что же такое «Игра в кальмара»: переоцененный феномен Netflix или идеальное попадание в запросы современного зрителя.