РУ
O’Z
UZS
/
/
Пропан или метан: преимущества и недостатки газа для автомобиля
30.07.2024

Пропан или метан: преимущества и недостатки газа для автомобиля

Пропан или метан? Плюсы и минусы каждого газа

Перевод машины на газ становится все популярнее: экономия на долгой дистанции получается существенной, так что если планируете много лет активно использовать автомобиль – затея должна окупиться. Но что выбрать – метан или пропан, и в чем вообще разница? В сегодняшнем материале мы рассмотрим преимущества и недостатки разного газа для автомобилей.

Зачем переходить на газ? 

По большому счету, причина установки только одна – экономия. Что пропан, что метан стоят сильно дешевле и дизеля, и любого бензина. Соответственно, даже с учетом довольно дорогой установки ГБО и обслуживания системы рано или поздно все это окупится, и вы начнете сильно экономить на заправках. Правда, ездить нужно действительно много, иначе вы машину поменяете быстрее, чем начнете наконец-то экономить на топливе.

Также можно сказать, что газ при сжигании менее вреден по сравнению с бензином и дизелем. Но настолько ли вы сознательный автовладелец, чтобы ставить ГБО именно по этой причине?

Метановый баллон. Изображение: auto.hindustantimes.com

Что нужно знать при установке ГБО?

Прежде чем перейдем к особенностям пропана и метана, несколько общих слов о жизни с машиной на газу – не важно, пропана или метана.

Во-первых, готовьтесь регулярно проводить ТО не только двигателя, но и газового оборудования: проверка в профильном центре на утечку газа, микротрещины шлангов, состояние клапанов на баллоне и так далее. Во-вторых, совсем без бензина не обойтись: обычно запуск и прогрев мотора до рабочей температуры происходит на бензине, после чего можно переключаться на газ.

Баллон для пропана. Изображение: researchgate.net

В-третьих, падение мощности в случае использования метана. Так что переводить спортивные машины на газ – затея очень странная, смысл в автомобиле пропадает. В-четвертых, готовьте пожертвовать объемом багажника: обычно баллоны крупные и могут занимать более половины пространства.

Раньше ходило много слухов и страшилок о ГБО: мол, газ вредит двигателю внутреннего сгорания – возможно прогорание клапанов, проблемы с форсунками и в целом сниженный ресурс мотора. Но все это с современными ГБО не актуально – по крайней мере, на автомобильных ресурсах и форумах не встречаются массовые жалобы на проблемы, вызванные именно работой двигателя на газу. Как и в случае с любой машиной, на ресурс и мотора, и других узлов главным образом влияет своевременное и качественное обслуживание.

Пропан (LPG)

Этот сжиженный газ хранится в баллоне под давлением около 10-15 атмосфер, что совсем немного по сравнению с метаном. Что важно: для пропана существуют баллоны под нишу для запасного колеса, и таким образом можно сохранить место в багажнике. Хотя в таком случае придется думать, куда положить запаску. Расход пропана выше примерно на 10% по сравнению с бензином, однако стоимость поездок все равно будет существенно ниже – ведь газ намного дешевле.

Изображение: targassrl.com

Основные преимущества пропана:

Установить ГБО с пропаном дешевле, чем с метаном

Относительно невысокое давление в баллоне

Баллон пропана примерно вдвое легче метанового

Потери мощности практически нет

Основные недостатки пропана:

Более взрывоопасен по сравнению с метаном

Есть вредные для экологии и здоровья примесей

Метан (CNG)

В отличие от пропана, объем метана измеряется в кубических метрах – ведь топливо находится в сжатом газообразном состоянии. Отсюда и огромное давление в баллоне – порядка 200 атмосфер. У баллонов толстые стенки, поэтому они тяжелее пропановых, где давление почти в 20 раз меньше. Также возникает проблема с обеспечением большого запаса хода: придется довольно часто заезжать на заправки.

Основные плюсы метана:

Для воспламенения нужна более высокая концентрация в сравнении с пропаном

Более щадячее топливо для двигателя

Высокая экологичность

Основные минусы метана:

Как правило, установка метанового ГБО дороже, чем пропанового

Запас хода упадет примерно на 20-30%

Довольно заметная потеря мощности – в зависимости от двигателя, на 15-20%

***

Так какой же газ выбрать? Все зависит от распространенности сети заправок и сервисов в регионе, где вы используете машину. Явных преимуществ одного газа над другим нет – поэтому до сих пор популярны и метан, и пропан. Ведь в противном случае один тип топлива просто вытеснил бы другой, но этого десятилетиями не происходит.

Материалы из других разделов