/
/
Захватчик выпрыгнул из самолета с $200 тысячами – и исчез навсегда. Кто он – тайна до сих пор
08.07.2024

Захватчик выпрыгнул из самолета с $200 тысячами – и исчез навсегда. Кто он – тайна до сих пор

Полвека назад произошло одно из самых загадочных преступлений не только в США, но и вообще в мировой истории криминалистики. Пассажир самолета, угрожая активировать бомбу, потребовал парашют и 200 тысяч долларов наличными – в наше время это около $1,2 миллиона. Когда деньги были доставлены, он дал пилотам Boeing 727 четкие инструкции и в какой-то момент выпрыгнул из лайнера. С тех пор ни его, ни денег никто не видел. Одни считают, что грабитель погиб. Другие – что он обвел вокруг пальца ФБР и все еще жив. Благодаря свидетелям можно лишь точно утверждать, как развивались события по захвату самолета.

Записка для стюардессы

В начале семидесятых мир был непуган: безопасности перелетов уделялось куда меньше внимания, чем в наше время. Поэтому не удивляйтесь, что мужчина возрастом 40-45 лет спокойно купил в кассе авиабилет на вымышленное имя – Дэн Купер. 24 ноября 1971-го года Рейс Northwest Orient 305 из Портленда в Сиэтл был полупустым: вместе с экипажем на борту Boeing 727 находилось 42 человека.

Boeing 727 с бортовым номером N467US – Купер захватит именно этот лайнер. Изображение: mynorthwest.com

Стюардессы особого внимания на пассажира не обратили. Он был одет в темный костюм, при себе держал портфель. Такого человека легко принять за кого угодно: бизнесмен, офисный работник, преподаватель. Дэн попросил у стюардессы бурбон с содовой, и вскоре после взлета протянул девушке записку. Стюардесса из вежливости взяла бумажку, но не разворачивая положила в карман – она посчитала, что пассажир хочет познакомиться. Однако мужчина ответил, что стюардессе лучше бы прочитать записку – ведь у него при себе бомба.

Купер открыл чемоданчик – там было несколько красных цилиндров, похожих на динамитные шашки, а также провода. 

Стюардесса убедилась, что угроза реальна. Купер попросил девушку сходить к пилотам, чтобы те передали требования на землю: 200 тысяч долларов, два основных парашюта и два запасных. Купер все предусмотрел: чтобы спецслужбы не дали дефектный парашют, он заявил, что один из них – для заложника, который тоже будет прыгать. В таком случае власти не станут рисковать жизнью пассажиров и выдадут исправные парашюты.

Экипаж рейса 305. Стюардесса Тина Маклоу – единственный человек, с кем немного пообщался Купер во время преступления. Изображение: wikipedia.org

Деньги и парашюты должны передать в аэропорту Сиэтла, а самолет необходимо заправить для дальнейшего полета. Все это время пассажиры находились в неведении: Купер и экипаж вели себя настолько спокойно, что никто и не заподозрил неладное. Пассажирам сообщили, что из-за небольшой технической неполадки их выпустят из самолета не сразу – это не вызвало подозрений.  

Парашюты и 10 тысяч 20-долларовых купюр весом около 9 килограмм доставили на борт лайнера, когда тот приземлился в Сиэтле. Купер сдержал слово и отпустил всех пассажиров, когда деньги оказались на борту.

Захватчик явно располагал к себе: говорил доброжелательно, вел себя спокойно. Стюардесса, с которой он пообщался, вспоминала, что осмелела и в шутку спросила, можно ли ей взять немного денег. По ее словам, Купер тут же протянул пачку купюр – но девушка отказалась, сославшись на политику авиакомпании.

Прыжок и исчезновение

Купер дал пилотам четкие инструкции: курс на Мехико при минимально возможной скорости (около 185 км/ч) и высоте не более трех тысяч метров, шасси должны быть выпущены, закрылки в положении 15 градусов, салон не герметизирован. Второй пилот заметил, что при такой конфигурации расход топлива будет слишком большим – до Мехико не хватит. Купер согласился на еще одну дозаправку в аэропорту Рино-Тахо в Неваде. После взлета угонщик отправил стюардессу в кабину пилотов, а сам стал спешно готовиться к прыжку – обвязал вокруг пояса сумку с деньгами, открыл дверь заднего выхода и выпрыгнул. Больше этого человека никто не видел.

Столь дерзкий захват самолета стал приоритетным делом для ФБР. Но быстро стало понятно, что улик практически нет. Имя на билете вымышленное, внешность непримечательная, прочесывание местности, над которой пролетал Boeing 727 с открытой дверью, ничего не принесло.

Первые версии

Следователи сосредоточились на личности угонщика. Он хоть и был немногословен, но все же дал несколько важных зацепок. Во-первых, при разговоре со стюардессой, глядя в иллюминатор, сказал, что узнает город Такома – мол, в 20 минутах езды есть военно-воздушная база. Во-вторых, когда угонщику принесли деньги и парашюты, девушка протянула ему инструкцию по использованию парашюта, но Купер отмахнулся – мол, не новичок в этом деле. В-третьих, Купер был хорошо знаком с Boeing 727: захватчик назвал точные параметры, при которых самолет может находиться в воздухе, и знал, как открывается задняя дверь. Пилоты этого рейса полагают, что захватчик определенно знаком с принципами управления самолетами. 

Наконец, мужчина решился на прыжок в сложнейших условиях: ночью и с большой высоты.

Все это наводит на мысли, что Дэн Купер был человеком с военной подготовкой – возможно, десантником или летчиком. Почему не просто парашютистом-любителем? ФБР прошлись по аэроклубам – никто не узнал человека на фотороботе. Более того, стюардесса обратила внимание, что захватчику дали военные парашюты, которые отличаются от гражданских, но мужчину это нисколько не смутило.

 Ориентировка на Дэна Купера. К слову, преступника часто называют Д. Б. Купер – этот вариант имени возник из-за ошибки репортера

К тому же свидетели вспоминали, что Купер был в весьма достойной физической форме для своего возраста. При этом он много курил (в те годы курение в самолете было допустимым), однако это можно списать на волнение угонщика, хоть и внешне он выглядел спокойным. Также Купер выпил лишь одну порцию бурбона, разбавленного содовой – мужчина понимал, что для реализации плана ему нужна ясная голова, и не стал пить «для храбрости».

ФБР сошлось на мнении, что это преступник с высоким интеллектом, который продумал все до мелочей – выбор места в самолете (последний ряд, чтобы видеть весь салон), тип угрозы (бомба вместо огнестрельного оружия, чтобы исключить штурм лайнера спецназом), он старался забрать все улики с собой и был очень внимателен. 

Стюардесса вспоминала: Купер угостил ее сигаретой, и девушка прикуривала от последней спички из коробка угонщика. Она хотела выбросить пустой коробок, но Купер забрал его с собой. В итоге Купер практически не оставил улик: лишь окурки и галстук с зажимом – аксессуар помешал бы при прыжке.

Оставленный Купером галстук. Изображение: fbi.gov

Почему такой человек решился на подобное преступление? С его знаниями и подготовкой он наверняка мог зарабатывать на жизнь честным трудом. Предполагается, что Куперу по какой-то причине срочно понадобилась большая сумма денег – например, для лечения. Его поведение и продуманность плана не указывает на действия уголовника, который за месяц прогулял бы все деньги. Что касается бомбы, то, скорее всего, это был муляж – достаточно реалистичный, чтобы испугать стюардессу. По сути, все ограбление держалось на уверенности девушки, что взрывчатое устройство действительно есть на борту самолета.

Что стало с Купером?

Одна из довольно убедительных версий – Купер погиб во время прыжка. Условия были опасными даже для профессионалов: ночь, сильный ветер, минусовая температура – захватчик по какой-то причине не стал требовать шлем и экипировку для прыжка. В пользу этого варианта говорит и то, что деньги (каждую банкноту ФБР сфотографировало) нигде не засветились. Правда, есть одно исключение.

В 1980 году семья Ингрэм отдыхала на берегу реки недалеко от Ванкувера. Восьмилетний Брайан копался в песке и нашел три пачки денег общей суммой 5800 долларов. 

Экспертиза установила, что это именно те купюры, которые передали Куперу. Значит ли это, что захватчик не выжил при приземлении, а деньги разбросало по окрестностям? Возможно. Однако где остальные 195 тысяч? К тому же анализ купюр вызвал больше вопросов, чем ответов. По заключению экспертов, банкноты попали в воду спустя примерно полгода после захвата лайнера. Где они были до этого, непонятно.

Изображение: fbi.gov

За полвека расследований – как официального, так и множества любительских теорий – возникало множество версий, кто же на самом деле Дэн Купер. 

Большинство неофициальных подозреваемых были военными: ветераны Второй Мировой, Вьетнамской войны, пилоты, сотрудники авиабаз. 

ФБР проверяло некоторых людей, но прямых улик ни на кого не нашлось, а в наше время многие из возможных подозреваемых уже мертвы.

Некоторые подозреваемые выглядят действительно очень похоже на фоторобот Дэна Купера. На снимке – Уильям Смит, ветеран Второй Мировой, которого некоторые энтузиасты считают настоящим Купером. Однако весомых доказательств нет. Изображение: dyingwords.net

Из более необычных версий, подкрепленных анализом микрочастиц титана на галстуке угонщика – что этот человек был сотрудником либо Boeing, либо одного из подрядчиков авиагиганта. Таким образом можно объяснить как хорошие знания модели 727, так и мотив преступления: в начале семидесятых у Boeing был кризис, Купер мог остаться без работы.

***

Личность Дэна Купера и его судьба до сих пор неизвестны. Преступление породило волну подражателей, но все они были неудачными.

Теоретически, если Купер до сих пор жив, то он в очень преклонном возрасте: захват случился 53 года назад, свидетели давали мужчине около 40-45 лет на вид. 

В то время как ФБР официально прекратило расследование, любители продолжают строить теории. Настоящее имя Дэна Купера по сей день остается неизвестным.

Захватчик выпрыгнул из самолета с $200 тысячами – и исчез навсегда. Кто он – тайна до сих пор

Материалы из других разделов