Как китайский BYD обогнал конкурентов и стал вторым крупнейшим производителем электрокаров после Tesla
Крупнейший в мире производитель электрокаров – американская Tesla, что довольно ожидаемо. По сути, именно с этой компании и начался разворот всей индустрии в сторону EV-транспорта. А как думаете, кто идет после корпорации Маска? Может, концерн VAG с его широкой линейкой «электричек», BMW или Mercedes? У немецких брендов действительно появился большой ряд машин на батарейках. Но второй по количеству выпущенных электрокаров бренд за 2023 год – китайский BYD. Toping.uz изучил историю молодой, но уже очень успешной компании.
Начало бизнеса
BYD появилась в 1995 году – не так уж и давно для компании, чьи годовые продажи автомобилей измеряются миллионами. Правда, начинала она не с машин. Первым бизнесом бренда были никель-кадмиевые батареи, что отразилось в названии – Shenzhen BYD Battery Company Limited. Основал компанию Ван Чуаньфу. О бизнесмене известно не очень много: по некоторым данным, он рос в обычной семье, а благодаря хорошей учебе смог поступить в университет и занялся изучением химии, а затем – металла. К моменту запуска BYD Чуаньфу было всего 29 лет.
Постепенно объемы заказов росли, и уже к 2002 году BYD оказался крупнейшим производителем никель-кадмиевых батарей в мире – на него приходилось 65% рынка. Также компания развивала параллельные направления: производство литий-ионных и никель-металл-гидридных аккумуляторов. Спустя еще десять лет, к 2012 году, BYD выпускала аккумуляторы для более чем половины мобильных телефонов планеты и стала крупнейшим производителем перезаряжаемых батарей в Китае.
Первые машины BYD
Однако вернемся к автомобилям. Субкомпания BYD Auto появилась в 2003 году и сразу взялась за разработку собственной машины. Это многое говорит о масштабах аккумуляторного бизнеса BYD: создание автомобиля в нынешних реалиях предполагает колоссальные затраты на исследования, испытания, налаживание серийного производства, сеть продаж и обслуживания.
Первой машиной под брендом BYD стал компактный седан F3, дебютировавший в 2005 году. Легковушка позиционировалась довольно бюджетной. По характеристикам ничего фантастического: двигатели от Mitsubishi, трансмиссия – механика или автомат. И никаких электрических версий. Зато BYD выпустили заряжаемый гибрид (PHEV): на электричестве машина могла проехать до 60 километров, что очень хороший показатель даже сейчас – а уж 15 лет назад и подавно. Также в автомобиле стоял 1-литровый бензиновый мотор, который работал вместе с электродвигателем, а на крыше разместили солнечную панель для дополнительного питания аккумуляторов. По большому счету, F3DM (Dual Mode) можно считать первым массовым plug-in гибридом.
Модель оказалась успешными по меркам компании, только-только зашедшей в автомобильный бизнес: в год продавались десятки тысяч экземпляров. BYD начала расширять линейку – в 2008 представлен седан F6 более высокого класса. Освоившись на рынке автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, BYD перешел к разработке своей основной машины – электрокара.
Пробы EV
Выбор дебютной модели для подобной ниши имеет важное значение. Tesla, например, начала оригинально – с двухместного родстера, который явно был рассчитан на внимание состоятельной публики, уставшей от «суперкаров как у всех». BYD, в свою очередь, увидела потенциал в другой аудитории.
Первым EV от китайского бренда стал компактный минивен. Такой кузов будет любопытен что молодым семьям, что корпоративным паркам. У машины был приличный запас хода: до 300 либо до 400 километров в зависимости от батареи. BYD E6 оказался популярен как среди частных покупателей, так и в других сегментах – автопарки полиции и такси пополнились электрическими минивенами.
Новый дизайн
Встав на ноги в автомобильном бизнесе, BYD смогла позволить себе специалистов мирового уровня. Так, в 2016 году пост главы по дизайну занимает Волфганг Эггер. У немца большой опыт в разработке облика автомобилей: он занимал высокие посты в Alfa Romeo, Lancia, SEAT, а затем и в Audi с Lamborghini. В BYD Эггеру предстояло сделать узнаваемый облик машин для всего модельного ряда.
Компания определенно нуждалась в собственном стиле. Предыдущие машины BYD хоть и были весьма популярными, но сходу выделить их в потоке едва ли получалось: F3 и E6 походили на японский автопром.
Эггер начал с Song Max – еще одного минивена. Новым обликом BYD стали массивные фары «с прищуром», которые доходят прямо до широкой решетки радиатора, а в задней части обращает внимание черная стойка – создается эффект «парящей крыши». Машина, в отличие от Е6, не электрическая. В первое время она выпускалась с 1,5-литровым турбомотором, а в 2022 году минивен получил гибридную силовую установку. На этом закончилась эпоха машин BYD только с двигателем внутреннего сгорания: компания сосредоточилась PHEV и электромобилях.
Появление в бизнес-сегменте
Флагманом бренда стала модель Han – полноразмерный седан E-класса (сюда же относятся Audi A6, Mercedes E-class, BMW 5-Series, Jaguar XF). Начатый в Song Max стиль получил развитие в Han: все та же узнаваемая передняя часть, плавные линии, отсутствие вычурности, присущей некоторым азиатским брендам, популярные нынче выдвижные ручки в дверях.
Ну и салон: современные тренды вроде большого дисплея по центру и переноса на него части функций соседствуют с привычными решениями. Например, поворотники включаются рычажком слева – это вам не кнопки Tesla. Да и руль круглой формы, в отличие от «штурвалов» американского бренда.
Автомобиль доступен в версиях как PHEV (бензиновый мотор и электродвигатель), так и полностью электро. Привод – передний либо полный. В общем, все как у больших брендов. С другой стороны, BYD как-то незаметно и сам же стал одним из них. Продажи одной только модели Han за 2022 и 2023 год составили почти полмиллиона экземпляров. И это не случайно выстрелившая машина: например, кроссоверы Tang и Yuan Plus тоже расходится тиражом более 100 тысяч автомобилей в год.
BYD оснащает машины элементами питания собственного производства – все-таки компания начинала бизнес с аккумуляторов. В автомобилях применяется технология Blade Battery: отсек состоит из тонких пластин, которые похожи на лезвия. Компания заверяет, что такая конструкция увеличивает срок службы батареи и уменьшает вероятность возгорания.
Миллионные продажи
В прошлом году BYD выпустила почти 1,6 миллиона электромобилей против 1,8 миллиона у Tesla. Но китайский бренд также производит гибриды, коих набралось больше 1,4 миллионов. Итого, всего за год из заводов BYD выехало три миллиона машин.
Совсем недавно началось производство новой модели под люксовым суббрендом – Yangwang. Двухместное электрическое купе U9 разгоняется до 100 км/ч за 2,3 секунды благодаря 1290 лошадиным силам, а запас хода составляет около 400 километров. При стоимости около $230 тысяч рассчитывать на массовость едва ли возможно, однако это важная имиджевая часть бренда. Практически у каждого крупного автопроизводителя есть суперкары (Audi R8, Mercedes-AMG GT, Jaguar F-Type) – и у BYD теперь тоже.
***
Компания как-то незаметно вошла в лидеры производителей электрокаров и прочно там обосновалась. Смещение Tesla с первого места по количеству выпущенных «электричек» – вопрос года-двух, судя по всему. К чему приведет тотальный переход на EV – вопрос для отдельной статьи, ведь некоторые концерны уже заявили о планах продлить выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания. А вопросы по запасу хода и доступности зарядок остаются актуальными во многих регионах. Однако на этот случай BYD подстелил соломку: компания по-прежнему выпускает гибриды, которые при разряженной батарее просто превращаются в обычные машины с ДВС.