верхний
РУ
O’Z
UZS
/
/
Как китайский BYD обогнал конкурентов и стал вторым крупнейшим производителем электрокаров после Tesla
30.09.2024

Как китайский BYD обогнал конкурентов и стал вторым крупнейшим производителем электрокаров после Tesla

BYD уже теснит Tesla. Как у них это получилось?

Крупнейший в мире производитель электрокаров – американская Tesla, что довольно ожидаемо. По сути, именно с этой компании и начался разворот всей индустрии в сторону EV-транспорта. А как думаете, кто идет после корпорации Маска? Может, концерн VAG с его широкой линейкой «электричек», BMW или Mercedes? У немецких брендов действительно появился большой ряд машин на батарейках. Но второй по количеству выпущенных электрокаров бренд за 2023 год – китайский BYD. Toping.uz изучил историю молодой, но уже очень успешной компании.

image

Qanday qilib 25 million so‘mlik kredit olish mumkin

icon

Начало бизнеса

BYD появилась в 1995 году – не так уж и давно для компании, чьи годовые продажи автомобилей измеряются миллионами. Правда, начинала она не с машин. Первым бизнесом бренда были никель-кадмиевые батареи, что отразилось в названии – Shenzhen BYD Battery Company Limited. Основал компанию Ван Чуаньфу. О бизнесмене известно не очень много: по некоторым данным, он рос в обычной семье, а благодаря хорошей учебе смог поступить в университет и занялся изучением химии, а затем – металла. К моменту запуска BYD Чуаньфу было всего 29 лет.

Постепенно объемы заказов росли, и уже к 2002 году BYD оказался крупнейшим производителем никель-кадмиевых батарей в мире – на него приходилось 65% рынка. Также компания развивала параллельные направления: производство литий-ионных и никель-металл-гидридных аккумуляторов. Спустя еще десять лет, к 2012 году, BYD выпускала аккумуляторы для более чем половины мобильных телефонов планеты и стала крупнейшим производителем перезаряжаемых батарей в Китае.

Первые машины BYD

Однако вернемся к автомобилям. Субкомпания BYD Auto появилась в 2003 году и сразу взялась за разработку собственной машины. Это многое говорит о масштабах аккумуляторного бизнеса BYD: создание автомобиля в нынешних реалиях предполагает колоссальные затраты на исследования, испытания, налаживание серийного производства, сеть продаж и обслуживания.

Первой машиной под брендом BYD стал компактный седан F3, дебютировавший в 2005 году. Легковушка позиционировалась довольно бюджетной. По характеристикам ничего фантастического: двигатели от Mitsubishi, трансмиссия – механика или автомат. И никаких электрических версий. Зато BYD выпустили заряжаемый гибрид (PHEV): на электричестве машина могла проехать до 60 километров, что очень хороший показатель даже сейчас – а уж 15 лет назад и подавно. Также в автомобиле стоял 1-литровый бензиновый мотор, который работал вместе с электродвигателем, а на крыше разместили солнечную панель для дополнительного питания аккумуляторов. По большому счету, F3DM (Dual Mode) можно считать первым массовым plug-in гибридом.

Модель оказалась успешными по меркам компании, только-только зашедшей в автомобильный бизнес: в год продавались десятки тысяч экземпляров. BYD начала расширять линейку – в 2008 представлен седан F6 более высокого класса. Освоившись на рынке автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, BYD перешел к разработке своей основной машины – электрокара.

Пробы EV

Выбор дебютной модели для подобной ниши имеет важное значение. Tesla, например, начала оригинально – с двухместного родстера, который явно был рассчитан на внимание состоятельной публики, уставшей от «суперкаров как у всех». BYD, в свою очередь, увидела потенциал в другой аудитории.

Первым EV от китайского бренда стал компактный минивен. Такой кузов будет любопытен что молодым семьям, что корпоративным паркам. У машины был приличный запас хода: до 300 либо до 400 километров в зависимости от батареи. BYD E6 оказался популярен как среди частных покупателей, так и в других сегментах – автопарки полиции и такси пополнились электрическими минивенами.

Новый дизайн

Встав на ноги в автомобильном бизнесе, BYD смогла позволить себе специалистов мирового уровня. Так, в 2016 году пост главы по дизайну занимает Волфганг Эггер. У немца большой опыт в разработке облика автомобилей: он занимал высокие посты в Alfa Romeo, Lancia, SEAT, а затем и в Audi с Lamborghini. В BYD Эггеру предстояло сделать узнаваемый облик машин для всего модельного ряда.

Компания определенно нуждалась в собственном стиле. Предыдущие машины BYD хоть и были весьма популярными, но сходу выделить их в потоке едва ли получалось: F3 и E6 походили на японский автопром.

Эггер начал с Song Max – еще одного минивена. Новым обликом BYD стали массивные фары «с прищуром», которые доходят прямо до широкой решетки радиатора, а в задней части обращает внимание черная стойка – создается эффект «парящей крыши». Машина, в отличие от Е6, не электрическая. В первое время она выпускалась с 1,5-литровым турбомотором, а в 2022 году минивен получил гибридную силовую установку. На этом закончилась эпоха машин BYD только с двигателем внутреннего сгорания: компания сосредоточилась PHEV и электромобилях.

Появление в бизнес-сегменте

Флагманом бренда стала модель Han – полноразмерный седан E-класса (сюда же относятся Audi A6, Mercedes E-class, BMW 5-Series, Jaguar XF). Начатый в Song Max стиль получил развитие в Han: все та же узнаваемая передняя часть, плавные линии, отсутствие вычурности, присущей некоторым азиатским брендам, популярные нынче выдвижные ручки в дверях.

Ну и салон: современные тренды вроде большого дисплея по центру и переноса на него части функций соседствуют с привычными решениями. Например, поворотники включаются рычажком слева – это вам не кнопки Tesla. Да и руль круглой формы, в отличие от «штурвалов» американского бренда.

Автомобиль доступен в версиях как PHEV (бензиновый мотор и электродвигатель), так и полностью электро. Привод – передний либо полный. В общем, все как у больших брендов. С другой стороны, BYD как-то незаметно и сам же стал одним из них. Продажи одной только модели Han за 2022 и 2023 год составили почти полмиллиона экземпляров. И это не случайно выстрелившая машина: например, кроссоверы Tang и Yuan Plus тоже расходится тиражом более 100 тысяч автомобилей в год.

BYD оснащает машины элементами питания собственного производства – все-таки компания начинала бизнес с аккумуляторов. В автомобилях применяется технология Blade Battery: отсек состоит из тонких пластин, которые похожи на лезвия. Компания заверяет, что такая конструкция увеличивает срок службы батареи и уменьшает вероятность возгорания.

Миллионные продажи

В прошлом году BYD выпустила почти 1,6 миллиона электромобилей против 1,8 миллиона у Tesla. Но китайский бренд также производит гибриды, коих набралось больше 1,4 миллионов. Итого, всего за год из заводов BYD выехало три миллиона машин.

Совсем недавно началось производство новой модели под люксовым суббрендом – Yangwang. Двухместное электрическое купе U9 разгоняется до 100 км/ч за 2,3 секунды благодаря 1290 лошадиным силам, а запас хода составляет около 400 километров. При стоимости около $230 тысяч рассчитывать на массовость едва ли возможно, однако это важная имиджевая часть бренда. Практически у каждого крупного автопроизводителя есть суперкары (Audi R8, Mercedes-AMG GT, Jaguar F-Type) – и у BYD теперь тоже.

***

Компания как-то незаметно вошла в лидеры производителей электрокаров и прочно там обосновалась. Смещение Tesla с первого места по количеству выпущенных «электричек» – вопрос года-двух, судя по всему. К чему приведет тотальный переход на EV – вопрос для отдельной статьи, ведь некоторые концерны уже заявили о планах продлить выпуск машин с двигателями внутреннего сгорания. А вопросы по запасу хода и доступности зарядок остаются актуальными во многих регионах. Однако на этот случай BYD подстелил соломку: компания по-прежнему выпускает гибриды, которые при разряженной батарее просто превращаются в обычные машины с ДВС.

 

Это интересно

Qanday qilib uydan chiqmasdan turib 25 million so‘mlik kredit olish mumkin?
Qanday qilib uydan chiqmasdan turib 25 million so‘mlik kredit olish mumkin?

Материалы из других разделов

Оставьте заявку

Наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.

Спасибо, ваша заявка принята.