/
/
Как подготовить ребенка к школе, когда лучше отдавать в сад и как не сойти с ума в период адаптации? Рассказала детский психолог
21.08.2024

Как подготовить ребенка к школе, когда лучше отдавать в сад и как не сойти с ума в период адаптации? Рассказала детский психолог

Отдавать ребенка в сад в 3 года – это нормально? И можно ли подготовить ребенка к школе? А что делать, если не можешь побороть тревогу за свое чадо? На эти и другие вопросы ответила детский психолог. 

Как подготовить ребенка к школе, когда лучше отдавать в сад и как не сойти с ума в период адаптации? Рассказала детский психолог

Шахзода Пулатова 

Детский и семейный психолог, окончила МГУ им. Ломоносова в Ташкенте, прошла множество курсов и супервизий. Работала в государственной школе, где получила ценный опыт работы с детьми. Была специалистом раннего развития, после чего ушла в частную практику и открыла свой кабинет. 

Работает практически со всеми направлениями детской психологии: агрессия, девиантное поведение, развод родителей, разногласия между сиблингами – когда дети не могут подружиться. И, конечно, семейные вопросы. 

Часть 1 – детский сад 

Существует мнение, что отдавать ребенка в сад лучше не раньше 5 лет. Мол до этого времени малыш должен быть рядом с родителями, в максимально безопасной психологической среде – без стресса и лишнего взаимодействия с другими. Что вы думаете по этому поводу? 

В первую очередь, хочу отметить, что это выбор родителя. И никто не вправе диктовать ему условия и навязывать мнение – ни специалист, ни соседка, ни родственники. 

Второй момент, и это лично мое мнение: я считаю, что ребенка лучше отдавать в сад раньше. Потому что дети сейчас более развитые, плюс практически у каждого есть гаджеты. И если судить по моей практике, 99% детей сидят в телефоне дома – с мультиками, причем не самыми полезными. 

В современных мультфильмах все мельтешит и мигает, герои говорят на разных языках, картинка слишком яркая. Из-за этого у детей образуется «клиповое мышление», которое нарушает процесс развития внимания, концентрации и даже речи ребенка. А в саду нет гаджетов, там с ребенком занимаются, уделяют ему внимание. Выводы делайте сами. 

И забегая вперед, дети, которые ходят в сад – более «режимные» и им будет намного проще в дальнейшем приспособиться к школе. Скорее всего, такой ребенок уже будет уметь читать, писать, а это уже больше, чем много. 

Вопрос от тревожных мамочек. Отдать ребенка в детский сад – это большой стресс, плюс ребенок точно чувствует эмоциональное состояние мамы и даже может перенять его на себя. Как успокоить себя?

Прежде всего нужно понять: сепарация – это важный момент для развития. Когда мы отдаем ребенка в сад, он отделяется от мамы, начинает чувствовать себя самостоятельным, маленькой личностью. Это очень важно в нынешнее время, потому что сейчас нужно делать упор на развитие. 

Ну и еще один очень важный момент: когда мама отдает ребенка в сад, она сама освобождается и восполняет свой ресурс. Она больше отдыхает, вспоминает о себе и своих делах. 

Усталая мама не может дать ребенку заботу, внимание и тепло в той мере, в которой он нуждается. Вот почему у детей возникает дефицит внимания. Хотя казалось бы, ребенок целый день с мамой, так почему у него нехватка ее внимания? Потому что у мамы нет энергии, нет сил, чтобы его дать. 

Лучше отдать ребенка в сад, хотя бы на полдня или пару часов. И постепенно восстановить свой энергетический баланс. И поверьте, вы сразу заметите перемену в лучшую сторону. 

Каждая встреча после сада будет сопровождаться радостью. Вы будете наполнены и готовы дать малышу все свое внимание и тепло. И это сделает вас ближе. Счастливые родители – счастливые дети! 

Есть какие-то определенные лайфхаки, которые помогут подготовить ребенка к саду?

Наверное, подготовка больше нужна маме, у детей все происходит естественно. Да, попадая в детский сад, ребенок точно испытывает переживания – ту же тревогу за то, что мама не вернется за ним и начинает плакать, кричать. 

И вот к этому моменту нужно быть готовым. Суметь правильно среагировать на истерику малыша, успокоить его. Не кричать в ответ, не отчитывать и не наказывать. Просто принять эту эмоцию, дать ему выплеснуть переживание, а потом показать – я всегда рядом, я тебя люблю и принимаю твои эмоции. Например, это можно сделать с помощью объятия. 

А сколько времени (для начала) ребенок должен находиться в детском саду? 

Если говорить о начальном периоде адаптации, то в первый раз в садик ребенка нужно отводить на полчаса. Пока он бегает и играет, находиться в поле зрения и показывать, что вы рядом. Он поиграет, поймет, что там дети, весело и совсем не страшно. 

Во второй раз можно оставить на 1-2 часа, но при этом, опять же, быть в непосредственной близости. Чтобы в любой момент прийти к нему. 

И вот так потихоньку, маленькими шагами познакомить ребенка с садиком. Целый день и полдня в саду – это слишком для первого раза. Хотя бывают исключения, когда дети впервые приходят в сад и сразу же «включаются» в режим, отправляют родителей домой. 

А вообще адаптационный период в детском саду в среднем длится от 3 до 6 месяцев. 

А как вести себя с ребенком после возвращения из садика? 

Если все-таки случилась истерика, нужно снять с ребенка напряжение и стресс, которые накопились за день. И этот момент нужно проговорить, успокоить и снова показать свое участие. И не удивляться: концерты с истериками дома – это тоже период адаптации к саду. И это пройдет со временем. 

Подводя черту, отдавать ребенка в сад раньше не только можно, но и нужно. Малыш развивается, учится взаимодействовать с другими детьми и становится самостоятельнее. А значит ему будет проще адаптироваться к школе. 

Часть 2 – школа 

Скоро 1 сентября и кажется, что самый актуальный вопрос на сегодня: как подготовить ребенка к школе? Особенно, если это первоклассник. 

  • Оказать моральную поддержку перед походом в школу. Сказать, что вы будете рядом, будете помогать ему. Также сказать, что он всегда может подойти к учителю с любым вопросом. 
  • Заранее объяснить: не все будет получаться с первого раза. Очень важно не взращивать перфекционизм, завышать планку, требовать каких-то достижений. Это может довести ребенка до невроза. Поход в школу – это уже нагрузка для малыша, отсидеть эти 45 минут урока!
  • Если ребенок не хочет идти в школу, это нормально. Современные дети – осознанные и заранее понимают, что это стресс. Поэтому обманывать их не нужно. Скорее нужно открыто сказать: этот этап не пропустить, он важный, но интересный. И ты уже взрослый для садика. 
  • Мотивировать. Но универсального способа мотивации нет, тут каждый решает сам как сделать это. 
  • Успокоиться самому и вспомнить о том, что в школе есть психолог. И не бояться обращаться к нему за поддержкой – если ребенок столкнулся с агрессией и другими проблемами. 

А если говорить о периоде адаптации, стоит ли поощрять ребенка за то, что он сходил в школу? Сладостями, подарками и даже деньгами. Или это очень расслабляет?

Я считаю, что приучать ребенка к таким поощрениям (особенно денежным) не стоит. Эта бонусная система может сработать во вред. Ведь во взрослой жизни никто не будет давать тебе очки за каждое действие. А если ребенок привыкнет и однажды не увидит бонуса за уборку, поход в магазин и ту же школу, то может впасть в стресс. 

Еще раз повторюсь: главное – внимание. Это основная валюта в отношениях детей и родителей. Если вы очень хотите хоть как-то поощрить ребенка за первый поход в школу, можете использовать следующую фразу. 

Ты сегодня молодец, впервые сходил в школу. Давай в честь этого сходим поесть мороженое вместе и обсудим твои первые впечатления. 

 

И потом вы убираете свои телефоны или другие гаджеты и отдаете ребенку все свое внимание. И предупредите, что такие походы за сладостями – будут не каждый день, но вот сегодня, в честь праздника можно. 

Что еще поможет ребенку адаптироваться к школе? 

Это общение и ваша любознательность. Вы можете заранее сказать ребенку: давай ты завтра сходишь в школу, а потом мы обсудим, что тебе там понравилось, что ты видел, что нового узнал. 

И тут важно встречать любую информацию, полученную от ребенка позитивом, заинтересованностью. Так вы показываете, что на 100% вовлечены в новый этап в его жизни. 

Кстати, это отличный способ мотивировать ребенка учиться: придя в школу, он постарается сконцентрироваться, запомнить всю информацию и после удивить маму/папу своим рассказом. 

А может ли помешать адаптации отношение других детей? Особенно если в классе есть задира, который проявляет агрессию, обижает. Что делать в этом случае? Ведь многие боятся «ябедничать». 

Такое случается. И тут нужно заранее объяснить ребенку, как лучше реагировать на агрессию. Научить его стоять за себя, давать правильный отпор – без кулаков и обидных слов. Это про создание личных границ. 

Если же ситуация повторяется, нужно подойти к учителю, написать в общий, родительский чат (если такой есть) – описать ситуацию и попросить маму или папу задиры принять меры. 

Если период адаптации в школе стал невыносимым, родители не знают, что делать, есть ли смысл обращаться к психологу? 

Да, да и еще раз да. Очень важно вовремя обратиться к специалисту. Потому что нужно отыскать корень проблемы, найти ту самую причину эмоциональной нестабильности ребенка и его невозможности вжиться в роль ученика (это может быть связано как со школой, так и с ситуацией в семье). И после получить индивидуальные рекомендации.

Но помните, адаптация в школе длится также как и в саду: около 6 месяцев. Раньше бить тревогу не стоит. 

 

Главные «симптомы» стресса у ребенка – они говорят, что его нужно показать психологу: 

  • Вы не узнаете собственного ребенка: из спокойного и покладистого он превратился в нервного и агрессивного. 
  • Ребенок постоянно плачет, у него все время плохое настроение. 
  • В любой непонятной ситуации ребенок начинает драться, стремиться причинить физическую боль не только окружающим, но и себе. 

Материалы из других разделов