РУ
O’Z
UZS
/
/
Пилоты ничего не делают, а молния всех убьет: 5 авиационных мифов-страшилок
16.06.2024

Пилоты ничего не делают, а молния всех убьет: 5 авиационных мифов-страшилок

Пилоты ничего не делают, а молния всех убьет: 5 авиационных мифов-страшилок

В этом материале мы собрали распространенные страшилки о самолетах, которые на самом деле — просто мифы, не имеющие ничего общего с реальностью.

Пока вы читаете эти строки, в воздухе находится около восьми тысяч коммерческих лайнеров, которые перевозят сотни тысяч человек. Все они благополучно долетят до пунктов назначения. Тем не менее, многие пассажиры боятся летать: только в США аэрофобия встречается у 40% населения, причем у 5% из них страх столь силен, что они избегают авиатранспорта. И вместо приятных мыслей о предстоящем путешествии люди начинают себя накручивать и паниковать, во многом — просто из-за непонимания того, как устроено современное воздушное сообщение. 

Самые распространенные страшилки о самолетах: 

Миф 1. Пилоты ничего делают, полетом управляет электроника

Современные лайнеры действительно оснащены огромным количеством электронных систем, которые делают полет безопасным и комфортным. И, теоретически, некоторые самолеты могут провести практически весь полет на автопилоте. Но это не значит, что экипаж только кофе пьет да анекдоты травит.

Чем больше электроники, тем сложнее за ней следить. В авиации перепроверяют примерно все, в том числе — пилоты контролируют действия друг друга. За системами самолета тоже нужно постоянно присматривать. Да и потом: лайнер набрал высоту, летит по заданному курсу в хорошую погоду — по сути, ничего не происходит, остается лишь поглядывать на приборы. Это как вести машину по пустынной автостраде на круиз-контроле — водитель более расслаблен, чем в плотном потоке в городе.

Но когда что-то происходит — впереди гроза, началась турбулентность, техническая неполадка — тогда как раз экипаж принимает решения, что делать, а не электроника. Системы — вспомогательный элемент, и за безопасность пассажиров отвечает только экипаж.

Миф 2. С первого раза не смогли приземлиться — набирают двоечников в пилоты

Еще один миф и страшилка, связанные с навыками экипажа. Уход на второй круг как раз говорит о стремлении пилотов максимально обезопасить пассажиров. При каждой подготовке к приземлению экипаж задает самолету параметры для на возможного захода на второй круг. Это делается для скорости реакции: в любую секунду по нажатию кнопки лайнер переходит во взлетный режим и набирает высоту для разворота.

Причин ухода на второй круг много: дистанция до самолета впереди слишком мала, полоса занята другим лайнером или наземной техникой, сложные погодные условия, скорость захода на посадку чересчур высокая либо низкая. Как бы то ни было, оптимальное решение во всех этих случаях — начать все сначала, а не исправлять на ходу, когда можно допустить ошибку и усугубить ситуацию.

К слову, таких заходов может быть и больше одного — особенно при штормовом ветре либо возникшей технической неисправности самолета. После 1-2 попыток приземления экипаж может выбрать запасной аэропорт для посадки. Это неудобно для пассажиров, но если в основном аэропорту условия неподходящие, то лучше оказаться в безопасности, пусть и в другом месте.

Миф 3. «Птичка попала в двигатель — самолет разобьется. Это не миф, такое уже было! »

Действительно, такое происходило, и даже несколько раз. Но важно разобраться в деталях, прежде чем бледнеть при виде воробушка на взлетной полосе.

Один из самых громких случаев — рейс 1549 US Airways. В 2009 году Airbus A320 сразу после взлета из аэропорта Нью-Йорка столкнулся со стаей птиц. Итог — отказ обоих двигателей и уникальная посадка лайнера на реку Гудзон. Выжили все 155 человек на борту, и никто сильно не пострадал — лишь несколько человек получили переохлаждение.

Два похожих инцидента случились в России в 2019 и 2023 годах, причем в обоих случаях тоже были Airbus — A321 и A320 авиакомпании Ural Airlines. Лайнеры врезались в стаи птиц, и экипажам пришлось экстренно сажать самолеты. Оба инцидента закончились благополучно, что можно считать огромным везением —самолеты подобных размеров предназначены для посадки только на специально оборудованные взлетно-посадочные полосы, а не в «бездорожье» (не говоря уже про реку).

Говорит ли это о том, что птицы могут привести к авиакатастрофе? Теоретически, да — описанные выше инциденты были близки к крушениям и человеческим жертвам. Но давайте разберемся. Во-первых, как уже известно, в воздухе постоянно находится около 8000 лайнеров (и это не считая военных самолетов, малой авиации), птиц — еще больше. В плане статистики серьезные ЧП бывают чрезвычайно редко, обычно все заканчивается гибелью птицы при ударе о корпус или попадании в двигатель.

Происшествию с рейсом 1549 US Airways посвящен фильм Клинта Иствуда «Чудо на Гудзоне», роль командира рейса Чесли Салленбергера исполнил Том Хэнкс. (Warner Bros. Entertainment)

Во-вторых, аэропорты оснащены средствами по борьбе с птицами — это и технические «отпугивалки», и даже в некоторых случаях хищные соколы, которые отпугивают птиц поменьше. В-третьих, конструкторы авиадвигателей прекрасно понимают проблему — и создают двигатели с учетом попадания птиц. Но в случае с описанными происшествиями, самолетам не повезло столкнуться с действительно крупными птицами: например, рейс US 1549 врезался в канадских казарок — это птицы размером со взрослую утку и весом до шести килограмм.

Миф 4. Попадание молнии приведет к катастрофе

Для современного лайнера молния не представляет опасности. В шестидесятые годы случилось несколько катастроф, и конструкторы серьезно усилили защиту самолетов от электрических разрядов. С тех пор ни один удар молнии не привел к крушению.

Лайнеры изготовлены из алюминиевых сплавов, которые хорошо проводят ток. В конструкции самых передовых самолетов (к примеру, Boeing 787 Dreamliner) широко применяются композитные материалы для повышения прочности и снижения массы — они не столь токопроводимы, поэтому конструкторы внедряют дополнительный слой материалов на случай грозы. Ну а пассажиры защищены благодаря принципу «клетки Фарадея», и разряд молнии не повредит людям на борту.

Вот как выглядит попадание молнии из кабины пилотов:

Молния несет две потенциальные опасности: вывод из строя электроники (а нынешние самолеты — это, по сути, гигантский компьютер) и воспламенение топливных баков. Именно эти системы максимально защищены от разрядов. В некоторых случаях после попадания молнии экипаж может совершить экстренную посадку — но, как правило, это делается для перестраховки, а не потому что возникла реальная угроза безопасности.

По статистике, примерно раз в сутки молния попадает в один из летящих самолетов — и все заканчивается благополучно. А после такого инцидента специалисты тщательно проверяют лайнер перед тем, как вернуть его в эксплуатацию.

Миф 5. В полете откроется дверь и всех вытянет наружу

В начале этого года у Boeing 737 Max-9 компании Alaska Airlines дверь вылетела прямо в полете: все пассажиры остались живы, самолет приземлился. Расследование инцидента продолжается, но уже ходит информация о неправильной установке двери при сборке самолета на заводе. То есть это единичный инцидент, и переживать о таком не стоит.

Другое дело — дебоширы, которые пытаются открыть дверь в полете. Представляют ли они угрозу? Как бы им ни хотелось, но нет: открыть дверь невозможно из-за сильной разницы в давлении внутри самолета и за бортом. Лайнеры летают на высоте примерно в 9-10 тысяч метров, где атмосферное давление очень низкое.

Чтобы люди на борту были в сознании и хорошо себя чувствовали, лайнер «накачивают» давлением — в результате оно соответствует тому, что будет на высоте около 3-4 тысяч метров. Соответственно, давление прижимает двери с силой, которую человеку преодолеть нереально. Но самолеты также оснащены дополнительной защитой, чтобы дверь нельзя было открыть на малой высоте либо на земле.

Материалы из других разделов