Самая дорогая машина стоила 143 миллиона долларов! Какая это модель и откуда такая цена?
Редкие машины – ценная находка для коллекционеров, ведь они стабильно растут в цене. В позапрошлом году один уникальный автомобиль продали за баснословную сумму даже по меркам других аукционных лотов. Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe отправился к новому владельцу за 143 миллиона долларов – это значительно дороже всех предыдущих рекордов. Toping.uz изучил историю редчайшего спорткара, где не обошлось без трагедии.
Пригласи 50 друзей и выиграй iPhone 16 Pro
Гоночный болид в «гражданской обертке»
300 SLR Uhlenhaut Coupe выпущено всего два. Машину разрабатывало спортивное подразделение Mercedes, а название модель получила в честь своего инженера – Рудольфа Уленхаута.
Uhlenhaut.webp Рудольф Уленхаут и его Mercedes-Benz 300 SLR
В купе широко используются наработки гоночного болида W196R, который принес два чемпионских титула «Формулы-1» пилоту Хуану Фанхио (всего у аргентинца пять титулов – больше лишь у Михаэля Шумахера и Льюиса Хэмильтона). Под капотом находится 3-литровый мотор с необычной компоновкой: восемь цилиндров в ряд. Обычно 8-цилиндровые двигатели конструируют по V-образной форме для уменьшения моторного отсека. Автомобиль разгоняется почти до 290 км/ч, что делает его одним из быстрейших на момент выпуска.
Хоть внешне 300 SLR напоминает другую культовую модель Mercedes, 300 SL Gullwing («крыло чайки»), технически это абсолютно разные автомобили. Отсюда и уникальность Uhlenhaut Coupe – это, по сути, гоночный болид, сертифицированный для дорог общего пользования и выглядящий как «обычная машина». Купе создавалось для участия в престижной гонке Carrera Panamericana через Мексику. Первое соревнование прошло в 1950 году стало для автопроизводителей отличной рекламой: заезд общей длинной около 3500 километров хорошо показывал выносливость машины в предельных режимах работы двигателя, коробки передач и подвески.
Трагедия на гонке и уход Mercedes из спорта
Но все изменил «Ле-Ман» 1955 года. Гоночная версия 300 SLR к тому моменту выиграла три этапа World Sportscar Championship, и для немецкой компании все складывалось хорошо: современная легкая машина благодаря использованию магния в конструкции, опытный пилот Пьер Левег. Но 11 июня во время соревнования гонщик допустил столкновение с Austin-Healey 100. Mercedes, кувыркаясь, полетел прямо на трибуны. Когда груда металла наконец остановилась, вспыхнул бензобак – и новаторский кузов лишь усугубил ситуацию. Оказалось, что магний крайне тяжело тушить, а поливание водой только усиливает пламя, чего спасатели не знали.
По официальным данным, погибло 84 человека, включая Пьера Левега, управлявшего 300 SLR . Расследование показало, что как такового виновника нет – это гоночный инцидент, который привел к ужасным последствиям из-за недостаточных мер безопасности. Трагедия привела к серьезному ужесточению стандартов. Mercedes же вовсе заявила об уходе из гонок, и лишь в восьмидесятых компания вернулась в спорт.
Таким образом, 300 SLR оставался последним гоночным Mercedes на протяжении десятков лет. Построенные для Carrera Panamericana два экземпляра 300 SLR Uhlenhaut Coupe оказались не нужны: из-за леманской трагедии состязание в Мексике отменили.
Неожиданный лот и тайный покупатель
Оба построенных Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe протяжении долгого времени оставались во владении самой компании. Однако в 2022 году немецкий концерн объявил о выставлении машины на престижный аукцион RM Sotheby’s. Это привлекло внимание коллекционеров со всего мира: такой лот – уникальная возможность получить редчайший автомобиль, который с годами будет только дорожать.
Машина действительно произвела фурор: даже начальная ставка была выше актуального на тот момент рекорда стоимости автомобиля. А это, на минуточку, $48 миллионов за Ferrari 250 GTO 1962 года – спорткар тоже продавали через RM Sotheby’s в 2018 году. К слову, другой экземпляр 250 GTO в прошлом году нашел покупателя уже за $51 миллион.
Но вернемся к Mercedes: торги остановились на ошеломительной сумме в 143 миллиона долларов – это на 90 миллионов больше, чем просили за Ferrari. Полученные средства компания потратила на программы, связанные с образованием и исследованиями в области снижения уровня вредных выбросов в атмосферу.
Покупатель традиционно не раскрывается: даже неизвестно, в какую страну отправился 300 SLR Uhlenhaut Coupe. По некоторым данным, автомобиль купил британский миллиардер Джеймс Артур Рэтклифф: он давний поклонник Mercedes и владеет третью ее заводской команды «Формулы-1».
Надолго ли закрепился рекорд? Все зависит от того, что осталось в музеях, частных коллекциях или же пылится где-то на заброшенных складах. Регулярно появляются новости о случайных находках уникальных автомобилей – прототипов, гоночных моделей, концептов. После реставрации такие машины становятся важным трофеем для коллекционеров. Что же до 300 SLR Uhlenhaut Coupe, то у Mercedes есть еще один экземпляр – и кто знает, насколько он «не для продажи».